Сегодня на студентов обрушивается большое количество информации, им сложно самостоятельно определиться с выбором профессиональной траектории. Это создает необходимость внешнего сопровождения. Сегодня на государственном уровне развитие наставничества входит в разные федеральные проекты в рамках национального проекта “Образование”, Закона Волгоградской области от 04 октября 2013 г. № 118-ОД “Об образовании в Волгоградской области” ((с изменениями на 30 декабря 2021 года)(редакция, действующая с 1 марта 2022 года)). |
Институт наставничества существовал и раньше в сфере среднего профессионального образования. Наставничество нельзя рассматривать, как разовое мероприятие – такое, как рассказ о своем опыте, проведение мастер-класса или лекции для группы учеников, пусть даже небольшой. Результат, зависит от взаимных усилий наставника и сопровождаемого, от того, насколько последний развивается в профессиональной или личностной сфере.
Какие задачи обычно решаются при помощи наставничества?
– Наставник помогает развить способности ученика, обучает его самостоятельно ставить перед собой задачи и искать пути их решения. Задачи могут быть связаны не только с образованием, но и с социализацией, например, при вхождении в новый студенческий коллектив. Это всегда достаточно индивидуально.
Нужен ли наставник любому студенту или только тому, у которого есть проблемы?
– Чтобы наставничество было полезным, потребность в нем должна исходить изнутри. Наставник глубже взаимодействует со своим сопровождаемым, чем педагог-предметник, у которого другие задачи, много студентов и не хватает времени на погружение в работу с каждым.
В Волгоградском индустриальном техникуме при обучении на специальность 38.02.07 Банковское дело используются следующие формы наставничества: «преподаватель-студент»; «работодатель-студент»; «работодатель-преподаватель»; «работодатель-преподаватель-студент». Хорошие результаты дает форма наставничества «студент- студент» – предполагает взаимодействие обучающихся техникума, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное, тем не менее, строгой субординации. Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными / социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения. Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в реализации лидерского потенциала, развитие hard и soft skills, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и экологичных коммуникаций внутри образовательной организации, формирование устойчивого сообщества техникума и сообщества благодарных выпускников.
С большим удовольствием наставниками на специальности 38.02.07 Банковское дело стали студенты 3 курса по отношению к студентам 2 курса. Преподавателем Кривенко Я.И. совместно со студентами в рамках освоения специальности по профессиональным модулям ПМ.01. Ведение расчетных операций, ПМ.02 Осуществление кредитных операций разрабатывается план, согласно которого на практических занятиях студенты 3 курса подтягивают студентов 2 курса, заполняя пробелы в знаниях. Студенты 3 курса прошли промежуточный демонстрационный экзамен по компетенции Т 49 Банковское дело, который дал оценку качества подготовки не единичного специалиста, а по большому счету – объективно оценил способности образовательной организации осуществлять подготовку по выбранной компетенции или по выбранной специальности соответственно образовательному стандарту. В феврале 2022 года студентка 3 курса Савоськина А. участвовала в региональном чемпионате WorldSkills Russia Волгоградской области по компетенции Т49 Банковское дело и заняла 2 место.
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, лояльность студентов и будущих выпускников. Подростки-наставляемые получат необходимый в этом возрасте стимул к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
Среди оцениваемых результатов:
- повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри группы и образовательной организации;
- численный рост посещаемости;
- количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и культурных проектов;
- снижение числа подростков, состоящих на учете в полиции и психоневрологических диспансерах;
- снижение числа жалоб от родителей и преподавателей, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри групп и техникума.
Как преподаватель могу сказать: – результатом являются: хорошие учебные показатели студентов 2 курса, желание посещать пары, а также положительная динамика результатов обучения. Студенты 3 курса обретают уверенность в себе и своих знаниях, закрепляя пройденный материал. Между группами царит доброжелательная атмосфера взаимовыручки и поддержки.